МКОУ СОШ 14
Ставропольский край, Петровский район, с Просянка
  • О школе

    Полное наименование образовательной организации


    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14
    Сокращенное наименование образовательной организации*
    МКОУ СОШ № 14 с. Просянка


    Дата создания образовательной организации 01.09.1970


    Режим работы образовательной организации


    Понедельник - пятница: с 8-00 до 17-00;
    Суббота: с 8-00 до 14-00;  
    Воскресенье: выходной
    Место осуществления образовательной деятельности
    Ставропольский край, Петровский район, с.Просянка, ул. Мира д.69
     

    Наш сайт позволит Вам поближе познакомиться с жизнью нашей школы.
    На нашем сайте можно узнать о самых важных событиях нашего учебного учреждения. Нам интересно Ваше мнение о школе. Ждём Ваши отзывы и пожелания!
    Более подробнее о жизни нашей школы вы можете узнать на нашем официальном сайте в VK  https://vk.com/prosyanskayashkola14
    Благодарим Вас за посещение сайта!!!!

    История школы

    Просянская средняя школа находится в с.Просянка, Ставропольского края, Петровского района.

        Просянка – маленькое село, которое расположено на ручье «Просянском» в живописном месте, защищенном с востока, юга и запада довольно большими возвышенностями. Господствующие ветры – восточные и западные. Климат континентальный с жарким летом и умеренной зимой.

        Временем основания села считается 1825 год, когда несколько крестьянских семей, преследуя свои хозяйственные цели, выселились из села Высоцкого. До 1921 года село именовалось отсел Просянский, в который входило 6 хуторов : Гревцев, Ипполитов, Пирожков, Красный, Долгий, Малый.

        В 1881 году в отселке была построена небольшая деревянная церковь в честь Косьмы и Демьяна. Священнослужитель храма был первым просветителем и учителем селян.

        В 1899 году в отселке открылась первая церковно – приходская школа. Помещением для церковно – приходского училища служила церковная сторожка, школа содержалась на церковные средства и посещали ее 8 мальчиков и 1 девочка.

        В 1906 году министерство народного просвещения открыло в Просянке одноклассную школу. Одноклассная начальная  школа имела трехлетний курс обучения. В ней преподавались: закон божий, русский язык, арифметика и пение.

        В 1913 году в отселе Просянском было построено двухклассное училище. Здание было построено из кирпича, кроме классных комнат в нем находилась и квартира учителя.

        Двухклассное училище имело пятигодичный курс обучения с расширенной программой: закон божий, русский язык, арифметика, (дроби, пропорции и элементы геометрии), природоведение, география, история. Данная  школа работала в селе с 1 октября 1913 года по 1918 год.

        В 1920 году в село пришла Советская власть, и были открыты начальные школы.

        В 1921 году страну постиг голод. Жители села, все от мала до велика были озабочены поиском хлеба, главная забота – выжить, школа закрылась. Учителей в селе не стало, детям и их родителям было не до ученья. Когда ситуация стабилизировалась школа вновь возобновила свою работу, сначала в селе открыли избу – читальню в связи  с требованием того времени : надо было посещать народ, пропагандировать советскую власть. Начали строить новые органы власти – Советы.

        Просянский сельский совет объединял несколько хуторов : Чкалов, Красный, Ипполитов, Пирожков, Гревцев. На хуторе Чкалов была открыта четырехлетняя школа. В середине 20-х годов началось раскулачивание на хуторе, и у зажиточного крестьянина Безрукова И. Х. Советская власть отобрала дом и передала его под школу. В самой большой комнате находился кабинет, в котором обучались дети разных возрастов от 8 до 15 лет. Первым учителем был житель села Ореховки Колесников Василий Георгиевеч. По воспоминаниям ученицы того времени, (Колесниковой) Толкачевой  Л. П., Василий Георгиевич был очень интересным человеком, помогал не только взрослым, но и детям. Перед войной на хутор приехали молодые учителя, супруги Штановы  Евгения Анатольевна и Иван Федорович. Жили они на хуторе Чкалов, а работали в Просянке. В начале войны Ивана Федоровича забрали на фронт, вскоре пришла похоронка.  Евгения Анатольевна уехала с хутора.

        Количество учеников на хуторе Чкалов доходило до 20 человек. Кто желал продолжить образование отправлялись учиться в село. Пирожков был самым большим, и к нему прилегал еще и Гревцев хутор. В 30-е годы там находилась колхозная контора, ларек и школа. Школа была одноклассная, четырехлетняя, обучалось в ней 25 человек. Учительница Анищенко Раиса Алексеевна была уроженкой х. Пирожкова. Ученики до сих пор вспоминают ее как умную, добрую и очень красивую женщину. По воспоминаниям Нестеровой Марии Тимофеевны, из ее мальчиков – одноклассников почти никого не осталось. Все ребята из ее класса погибли на войне: братья Федоровы, Анищенко С., Пирожков, Лежебоков. В живых остался один – Лежебоков Егор Михайлович. Он вернулся с войны,  продолжил учебу. Был секретарем ВЛКСМ. Стал председателем колхоза. В свободное время от уроков и домашнего труда дети хуторов выходили на живописные поляны и играли в веселые игры: чижа, круг, прятки с приговорами.

         В школе готовили номера художественной самодеятельности: ставили сценки, учили стихи, пели песни, а потом ходили по бригадам и выступали с концертами. Жизнь взрослых и детей была очень тяжелой и трудной. Часто, едва научившись читать и писать, дети оставляли школу и уходили на заработки вместе с родителями в соседние села.

        Хорошо помнят учителя начальных классов мало комплектной школы хутора Ипполитова  Тупицина Аристарха Петровича. Учителем он был от бога. Все его ученики успевали, имели прекрасный почерк, приходили в старшие классы Просянской школы очень хорошо подготовленными. В 1959 году он уехал, на смену ему пришла Рашникова Любовь Ивановна, которая проработала здесь до 1968 года. Школа на х. Ипполитов находилась в бывшем здании хлопкосушилки: 2 большие комнаты для занятий, коридор и комната для учителя. Получив отличные знания у Любовь Ивановны ее ученики продолжили свое образование и заняли достойное место в жизни.

         В самой Просянке, или как называли ее жители хуторов на Большом хуторе (село было совсем маленькое около 80 дворов) было 3 школы: Красная, Сторожка и просто Школа.

    Красной школу называли потому, что она была построена в 1914 году из красного кирпича. Это было самое большое здание в селе. Она состояла из 4 больших классных комнат, коридора. В 30-е годы пол в школе был земляной, потом, постепенно, его устелили досками. В классах стояли печи, которые зимой до прихода детей надо было затапливать. Техслужащие заготавливали солому, бурьян, дрова, в этом им помогали и дети. Печь начинали разжигать часов в 5-6 утра, но прогреть классы было очень трудно. В 30-е годы в школе работали учителя:  Семенов Михаил Григорьевич,

              Ступницкий Иван Пантелеевич,

              Семенова Раиса Гавриловна,

              Зотова Мария Дмитриевна,

              Ковалева Александра Павловна,Хочу такой сайт

              Савина Раиса Гавриловна,

              Печурина Екатерина Ануфриевна.

        В Просянке, как и на хуторах, люди жили очень бедно. Весной, летом, осенью проблем с одеждой было мало: ходили в ситцевых рубашках, платьях, темных дешевых брюках, чаще босиком. А зимой носили родительские фуфайки, старые, ношенные шубейки. Наноги обували поршни. Причем одежду носили по очереди. Сумки школьные шили из холста, изготовленного из конопли. Книг было очень мало, тетрадей не было совсем. Писали на газетах и даже на кукурузных листьях. Писали карандашами и чернилами, которые изготовляли из свеклы, бузины. Дети из зажиточных семей имели настоящие чернила, но это было большой редкостью и роскошью. Детей в школе кормили горячим супом, потому что дома почти у всех было голодно.

         Вспоминает Пронина Мария Дмитриевна, которая в 1935-1939 г. г. училась в Красной школе .  «Несмотря  на нищету, голод было весело. Мы учились, работали, влюблялись и бросали записки друг другу. Учителя были добрые и отзывчивые, получали пайки и сахар, делились с учениками. Кусок сахара разобьют по кусочку и раздавали детям. А когда я болела, то моя учительница Раиса Гавриловна, грела свой пуховый платок и укутывала меня».

         В 1934-1935 учебном году школа была реорганизована в семилетнюю школу.

         Многие ученики 30-х годов вспоминают учителя немецкого языка Вальтера Юльевича. Как он попал в Просянку, никто не знает, но все помнят его уроки. Когда началась война, его увезли из села и больше о его судьбе ничего неизвестно. Даже не удалось восстановить его фамилию, для жителей села она была слишком трудной для запоминания, а в архивах никаких данных не сохранилось.

         В Сторожке, так называлась бывшая церковно-приходская школа, была всего одна классная комната, но очень большая, в ней стояли 3 ряда парт и обучали детей 2-3 классов.

          Вероломное нападение фашистких полчиц нарушило мирный созидательный труд. Весь народ поднялся на защиту Родины.

          В августе 1942 года фашисткие войска оккупировали Ставропольский край. Прошли немцы и через Просянку. Впервые люди увидели высокомерных и наглых захватчиков, когда шло их наступление на Кавказ. Они шли через село сытые и довольные, пугали людей, направляя на их оружие.

          В январе 1943 года это были уже совсем другие немцы. Отступление шло с боями, Красная Армия гнала фашистов, похожих на побитых собак. Иногда они заходили в дома и просили чего-нибудь поесть. Но прошли отступающие через село очень быстро. Жителям Просянки надо было налаживать мирную жизнь.

          Во время фашистской оккупации школа не работала. Возобновилось обучение детей только в 1943 году, осенью. В 40-е годы для детей, которые приходили с хуторов, был открыт интернат. Под него взяли обычные жилые дома. Школьные учителя работали в интернате воспитателями. Но не все дети оставались там на ночь, многие возвращались домой. Интернат был для девочек и мальчиков. Воспитателями работали Лыкова (Кияшкина) Мария Кирилловна, Кремнева Нина Васильевна, Малайко Юрий Матвеевич, Щербакова (Купцова) Мария Алексеевна и другие.

           В 50-е – 60-е годы ситуация со школьным образованием мало изменилась. Школьные заведения оставались прежними и только учителя старались улучшить образовательный процесс, воспитательную работу.

          До 1970 года в селе работали 3 школьных заведения. Были они очень старыми и ветхими. Стены держались на подпорках. Чернила в чернильницах зимой замерзали. Но несмотря на трудности до 1962 года дети получали семилетнее образование.

           С 1963 г. ввели семилетку, учебных помещений не хватало, приходилось использовать здания интернатов.

           В 1970 г. в селе состоялся большой праздник-открытие новой школы. Это было самое большое и красивое здание, гордость всех селян. В строительство школы было вложено много труда и финансовых средств.

           Школьное здание имело 11 классных помещений, коридор, учительскую, 1 учительскую квартиру в 2 комнаты.

          Под руководством директора школы Чаплыгина Дмитрия Петровича началась новая школьная жизнь.   

    Образование и формы обучения

    Очная форма обучения

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    ПрограммаразвитияМКОУ СОШ №14 на2021-2025 гг.

    Управляющий    Совет, общеобразовательногоучреждения.
    Рабочаягруппа:
    -Н.И. Костина .директор общеобразовательного учреждения;
    -Джуккаева Л.М.заместитель директорапо УВР;
    -Мазаева М.Д.,заместитель директорапо ВР;
    -Малахова Н.Г,руководитель методического объединения;
    -Канкошева З.Х.руководитель методического объединения;

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie